Чаплыгин Петр

Народный художник России

Образы

«Время портрета динамично, его «настоящее»
всегда полно памяти о предшествующем
и предсказанием будущего.
Портрет постоянно колеблется на грани
художественного удвоения и мистического
отражения реальности».
Ю. Лотман

…Крутые ступени ведут в полутёмные, тесные комнаты. Помещение небольшой мастерской вдруг открывает широту, размах, мощь, славу, тайны и загадки российской истории. Здесь сильными руками и твёрдым сознанием, уверенно и проникновенно мастер воплощает сложные, противоречивые образы императоров Государства Российского.
Объять одним взглядом три века истории России и воплотить посредством искусства скульптурного портрета её творцов дано не каждому. Петр Чаплыгин усложнил задачу до предела и справился с ней, определив очередной весомый творческий и сознательный этап своего высокого мастерства.
Одиннадцать репрезентативных портретов выполнены самостоятельно на всех этапах: построение объёмной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта и фактуры, в некоторых случаях – цвета, обжиг, сложная технология гальванопластики. Высокая концентрация чувств и мыслей о судьбе России семь долгих лет обретала материальное воплощение. Ни одного лишнего слова, штриха, ни лукавства, ни мелочей. Правда, итог, характер, дух, сила...
Технология гальванопластики выбрана Петром Чаплыгиным неслучайно: все от начала до конца рукой одного мастера, дабы не потерять при работе литейщика мельчайших штрихов, манеру лепки и точность, а значит – саму суть.
Образы российских императоров, от Петра I, обладающего броской выразительностью и торжественностью, до Николая II, решённого в гражданственной простоте, созданы в жанре парадного портрета. Это сплав социальных, политических, религиозных, этических и эстетических воззрений, который и определил для скульптора характер каждой личности, продиктовал манеру изображения.
Этот проект – не столько рассуждения художника о конкретном императоре–человеке, сколько представление об эпохах и их идеалах, диалог прошлого, настоящего и будущего, дань памяти и противовес современности, форма размышления о мире. Банальные, но необходимые в изобразительном искусстве критерии достойного произведения – убедительность формы и глубина содержания – здесь неразделимы. Форма убеждает мощью, уверенностью правдиво и честно, а сама суть – бездонна, своя для каждого, полна до краёв для размышлений, ведь настоящее искусство должно не убаюкивать красотой и гармонией, а задевать и трогать интеллектуально или эмоционально, тревожить и беспокоить.

Варвара Озерина,
искусствовед

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Google Bookmarks Закладки Yandex delicious Yahoo My Web БобрДобр.ru